| Выдаваемый документ | диплом о прохождении профессиональной подготовки |
| Формат обучения | дистанционный |
| Для высшего образования | да |
| Для среднего образования | нет |
| Должности с высшим | Врач - детский онколог, Заведующий (начальник) структурного подразделения медицинской организации - врач - детский онколог, Врач приемного отделения |
| Длительность | для высшего 576 часов |
| Стоимость курса | со средним образованием от 6990 рублей, с высшим от 9990 рублей. |
| Начало обучения | сразу после оплаты |
| Занесение сведений о документах об образовании | ФИС ФРДО |
| Доставка | бесплатная доставка диплома по всей России |
| Занесение сведений о документах об образовании | ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 |
Детская онкология представляет собой узкоспециализированную область медицины, занимающуюся диагностикой, лечением и профилактикой злокачественных новообразований у пациентов детского и подросткового возраста. Эта медицинская дисциплина имеет существенные отличия от взрослой онкологии, поскольку опухолевые процессы у детей характеризуются уникальными биологическими особенностями, более агрессивным течением, но при этом и повышенной чувствительностью к специфическим методам терапии.
Спектр онкологических заболеваний в детском возрасте охватывает широкий перечень патологий, среди которых наиболее распространены лейкемии (острые лимфобластные и миелоидные лейкозы), лимфомы (ходжкинские и неходжкинские), опухоли центральной нервной системы (медуллобластомы, глиомы, астроцитомы), нейробластомы, опухоли Вильмса (нефробластомы), саркомы костей (остеосаркомы, саркомы Юинга) и мягких тканей (рабдомиосаркомы), а также ретинобластомы и герминогенные опухоли. Каждое из этих заболеваний требует специфического подхода к диагностике и лечению, основанного на международных протоколах и многолетних клинических исследованиях.
Современная детская онкология базируется на принципах мультидисциплинарного подхода, который предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: детских онкологов, хирургов-онкологов, радиологов-онкологов, врачей-гематологов, патологоанатомов, специалистов по лучевой диагностике, врачей-реабилитологов, психологов и социальных работников. Такой комплексный подход позволяет разрабатывать индивидуальные планы лечения для каждого пациента, учитывающие не только медицинские, но и психосоциальные аспекты заболевания.
В в Калуге развитие детской онкологической службы является приоритетным направлением здравоохранения. Создаются специализированные отделения, оснащенные современным диагностическим и лечебным оборудованием, что позволяет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь маленьким пациентам с онкологическими заболеваниями. Медицинские учреждения в Калуге активно внедряют международные стандарты лечения, что значительно повышает эффективность терапии и улучшает прогнозы для пациентов.
Особенностью детской онкологии является необходимость учета возрастных особенностей пациентов, включая анатомо-физиологические характеристики растущего организма, специфику фармакокинетики и фармакодинамики противоопухолевых препаратов, а также психоэмоциональные аспекты взаимодействия с ребенком и его семьей. Врач-детский онколог должен не только обладать глубокими профессиональными знаниями, но и иметь особые личностные качества: эмпатию, стрессоустойчивость, умение устанавливать доверительные отношения с детьми разного возраста и их родителями.

Программа профессиональной переподготовки по специальности "Детская онкология" разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами в сфере здравоохранения. Обучение проводится исключительно в дистанционном формате, что позволяет врачам совмещать профессиональную деятельность с получением дополнительного образования без отрыва от работы.
Программа включает следующие основные модули:
Этот раздел программы посвящен фундаментальным аспектам детской онкологии. Слушатели изучают эпидемиологию онкологических заболеваний у детей, современные представления об этиологии и патогенезе злокачественных новообразований, молекулярно-генетические механизмы канцерогенеза, особенности опухолевого роста в детском возрасте. Особое внимание уделяется классификациям детских онкологических заболеваний по системам TNM и международным гистологическим классификациям. В рамках этого модуля рассматриваются вопросы организации онкологической помощи детям, принципы диспансерного наблюдения и маршрутизации пациентов в системе здравоохранения в Калуге.
Модуль охватывает полный спектр диагностических методик, применяемых в детской онкологии. Изучаются клинические методы диагностики, лабораторные исследования (включая общеклинические, биохимические, цитологические, гистологические, иммуногистохимические и молекулярно-генетические методы), инструментальные методы визуализации (ультразвуковое исследование, рентгенография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография). Отдельное внимание уделяется вопросам дифференциальной диагностики злокачественных и доброкачественных образований, а также интерпретации результатов исследований с учетом возрастных особенностей пациентов. Рассматриваются возможности диагностических центров Калуге в контексте оказания онкологической помощи детям.
В данном модуле подробно рассматриваются принципы и методы лечения солидных опухолей у пациентов детского возраста. Изучаются современные подходы к хирургическому лечению детских онкологических заболеваний, включая органосохраняющие и функционально-щадящие операции. Рассматриваются протоколы химиотерапии при различных видах солидных опухолей, принципы дозирования химиопрепаратов с учетом возраста и поверхности тела ребенка, методы профилактики и лечения осложнений химиотерапии. Изучаются основы лучевой терапии в детской онкологии, включая современные методы конформного облучения, протонной терапии, особенности подведения доз облучения с учетом продолжающегося роста и развития ребенка. Анализируются региональные особенности оказания помощи при солидных опухолях в медицинских учреждениях в Калуге.
Модуль посвящен диагностике и лечению гематологических malignancies у детей. Изучаются современные классификации лейкозов и лимфом детского возраста, методы диагностики (цитоморфологические, цитохимические, иммунофенотипические, цитогенетические, молекулярно-генетические), международные протоколы лечения острых лимфобластных и миелоидных лейкозов, лимфом. Особое внимание уделяется принципам стратификации риска и индивидуализации терапии на основе прогностических факторов. Рассматриваются вопросы трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у детей: показания, методы кондиционирования, профилактика и лечение осложнений. Изучается организация гематологической помощи в специализированных центрах в Калуге.
Этот раздел программы охватывает особенности диагностики и лечения нейроонкологических заболеваний в детском возрасте. Изучаются эпидемиология, клиническая картина, методы диагностики и современные подходы к лечению опухолей головного и спинного мозга у детей. Рассматриваются вопросы хирургического лечения нейроонкологических заболеваний, включая использование интраоперационного мониторинга и нейронавигации, особенности послеоперационного ведения пациентов. Изучаются принципы химио- и лучевой терапии при опухолях ЦНС, включая современные методы стереотаксической радиохирургии. Анализируются возможности оказания нейроонкологической помощи в условиях в Калуге.
Модуль посвящен комплексной поддерживающей терапии, которая является неотъемлемой частью лечения онкологических заболеваний у детей. Изучаются методы коррекции осложнений противоопухолевого лечения: инфекционных осложнений, миелосупрессии, нефро- и гепатотоксичности, кардиотоксичности, мукозитов. Рассматриваются современные подходы к нутритивной поддержке онкологических пациентов, принципы парентерального и энтерального питания. Особое внимание уделяется вопросам контроля боли у детей с онкологическими заболеваниями, включая принципы фармакотерапии и нефармакологические методы обезболивания. Изучаются возможности оказания паллиативной помощи детям в условиях в Калуге.
Этот раздел программы охватывает психосоциальные аспекты работы с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, и их семьями. Изучаются особенности психологического состояния пациентов разного возраста на различных этапах заболевания и лечения, методы психологической поддержки и коррекции. Рассматриваются принципы коммуникации с детьми и родителями, информирования о диагнозе и прогнозе, принятия совместных решений. Изучаются вопросы реабилитации детей после завершения лечения, включая медицинские, психологические, социальные и образовательные аспекты. Анализируется организация психосоциальной поддержки в медицинских учреждениях в Калуге.
Каждый модуль программы включает теоретические материалы, практические задания, тестовый контроль знаний и итоговую аттестацию. По завершении обучения проводится итоговая аттестация в форме междисциплинарного экзамена. Важно отметить, что после успешного завершения программы переподготовки выпускники не могут сразу приступить к самостоятельной работе по специальности "Детская онкология" - для этого им необходимо пройти процедуру первичной аккредитации специалиста.
Профессиональная переподготовка по специальности "Детская онкология" предназначена для врачей, имеющих высшее медицинское образование и желающих получить дополнительную квалификацию в этой сложной и социально значимой области медицины. Программа будет особенно полезна следующим категориям медицинских работников:
Врачи-педиатры, желающие углубить свои знания в области онкологических заболеваний детского возраста и расширить профессиональные компетенции. Для педиатров, работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях в Калуге, знания по детской онкологии особенно важны для своевременного выявления онкологической патологии на ранних стадиях и правильной маршрутизации пациентов.
Врачи-онкологи, имеющие подготовку по взрослой онкологии, но планирующие работать с детским населением. Особенности течения онкологических заболеваний у детей, подходы к диагностике и лечению существенно отличаются от таковых у взрослых, что требует специальной подготовки. В условиях развития специализированной помощи в Калуге такие специалисты особенно востребованы.
Врачи-гематологи, желающие специализироваться на онкогематологических заболеваниях детского возраста. Лейкозы и лимфомы составляют значительную часть всей онкологической патологии у детей, и их лечение требует специфических знаний и навыков.
Врачи, имеющие перерыв в профессиональной деятельности по специальности "Детская онкология" более 5 лет. В соответствии с действующим законодательством, такие специалисты обязаны пройти профессиональную переподготовку для восстановления права на ведение профессиональной деятельности. Это особенно актуально для врачей, планирующих вернуться к работе в медицинских учреждениях в Калуге после длительного перерыва.
Врачи, работающие в смежных специальностях (детские хирурги, врачи лучевой диагностики, патологоанатомы), которые хотят углубить свои знания в области детской онкологии для более эффективного взаимодействия в рамках мультидисциплинарной команды. Развитие междисциплинарного подхода в лечении онкологических заболеваний в Калуге делает таких специалистов особенно ценными.
Молодые специалисты, завершившие обучение в ординатуре по педиатрии или общей онкологии и желающие получить дополнительную квалификацию для работы в онкологических отделениях детских стационаров. Для начинающих врачей в Калуге программа переподготовки может стать важным этапом профессионального становления.
Врачи, планирующие научную деятельность в области детской онкологии. Программа предоставляет систематизированные знания, необходимые для проведения исследований и клинических trials. Научные учреждения в Калуге активно развивают исследования в области детской онкологии, что создает потребность в квалифицированных кадрах.
Следует особо подчеркнуть, что программа переподготовки не дает права сразу приступить к самостоятельной работе по специальности. После успешного завершения обучения выпускники должны пройти процедуру первичной аккредитации, которая включает оценку практических навыков и теоретических знаний. Только после успешного прохождения аккредитации врач получает право работать по специальности "Детская онкология".

Врач-детский онколог выполняет широкий спектр профессиональных обязанностей, направленных на обеспечение качественной медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями. К основным рабочим обязанностям относятся:
Проведение первичного приема, обследования и динамического наблюдения детей с онкологическими заболеваниями или подозрением на них. Это включает сбор анамнеза, проведение физикального обследования, оценку общего состояния пациента, анализ результатов ранее проведенных исследований. В условиях специализированных медицинских учреждений в Калуге детский онколог часто выступает как координатор диагностического процесса.
Назначение и интерпретация результатов комплексного обследования, включающего лабораторные, инструментальные и морфологические методы диагностики. Врач должен уметь правильно формировать диагностические алгоритмы с учетом клинической картины и возрастных особенностей пациента, critically оценивать результаты исследований и на их основе устанавливать или уточнять диагноз.
Разработка индивидуального плана лечения для каждого пациента на основе международных протоколов и клинических рекомендаций с учетом гистологического типа опухоли, стадии заболевания, возраста ребенка, сопутствующей патологии и прогностических факторов. План лечения должен быть комплексным и может включать хирургическое лечение, химиотерапию, лучевую терапию, таргетную терапию, иммунотерапию в различных комбинациях и последовательности.
Организация и проведение специфического лечения, включая назначение химиотерапевтических regimens, контроль их переносимости, своевременная коррекция доз при развитии токсичности. Врач должен владеть принципами расчета доз химиопрепаратов с учетом площади поверхности тела или веса пациента, знать особенности pharmacokinetics и pharmacodynamics препаратов у детей разного возраста.
Оценка эффективности проводимого лечения с использованием объективных критериев ответа (RECIST критерии и их модификации для детской онкологии), своевременная модификация терапии при недостаточной эффективности или прогрессировании заболевания. Это требует регулярного контроля с помощью методов медицинской визуализации и лабораторных показателей.
Профилактика, диагностика и лечение осложнений противоопухолевой терапии, включая инфекционные осложнения на фоне нейтропении, геморрагический синдром, органную токсичность (кардиотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и др.), нарушения нутритивного статуса. Врач должен владеть алгоритмами ведения febrile neutropenia, методами коррекции электролитных нарушений, принципами трансфузионной терапии.
Оказание неотложной помощи при онкологических emergency состояниях: синдроме сдавления верхней полой вены, синдроме лизиса опухоли, гиперкальциемии, компрессии спинного мозга, внутричерепной гипертензии. Эти состояния требуют немедленного вмешательства и могут быть жизнеугрожающими.
Проведение консультаций для врачей других специальностей по вопросам диагностики и лечения онкологических заболеваний у детей. Детский онколог часто выступает как эксперт при подозрении на онкологическое заболевание, участвует в работе врачебных комиссий, определяет тактику ведения сложных случаев. В системе здравоохранения в Калуге такие консультации особенно важны для обеспечения преемственности между первичным звеном и специализированными центрами.
Ведение медицинской документации установленного образца: история болезни, амбулаторная карта, выписки, направления на консультации и исследования, протоколы химиотерапии. Документация должна отражать все этапы диагностики и лечения, обоснование клинических решений, информированное согласие на медицинские вмешательства.
Участие в мультидисциплинарных консилиумах с обсуждением сложных диагностических и лечебных случаев, определением оптимальной тактики ведения пациентов. В современных условиях работа в команде является неотъемлемой частью профессиональной деятельности детского онколога. В крупных медицинских центрах в Калуге такие консилиумы проводятся регулярно и являются важным инструментом повышения качества медицинской помощи.
Оказание психологической поддержки пациентам и их семьям на всех этапах заболевания: при установлении диагноза, в процессе лечения, при достижении ремиссии или в случае неблагоприятного прогноза. Врач должен уметь сообщать сложную медицинскую информацию с учетом психологического состояния родителей и возраста ребенка, оказывать поддержку в принятии решений.
Организация диспансерного наблюдения за пациентами, завершившими лечение, с целью早期 выявления рецидивов заболевания, контроля отдаленных последствий терапии, проведения реабилитационных мероприятий. Длительное наблюдение за survivors детского рака является важной составляющей работы детского онколога и требует знаний о поздних эффектах лечения.
Участие в клинических исследованиях, внедрение новых методов диагностики и лечения, continuous professional development through участие в конференциях, семинарах, образовательных мероприятиях. Научная деятельность и постоянное совершенствование профессиональных знаний являются неотъемлемой часть работы современного детского онколога. Медицинское сообщество в Калуге активно участвует в клинических исследованиях и внедрении инновационных методов лечения.
Важно отметить, что выполнение многих из перечисленных обязанностей (особенно связанных с самостоятельным назначением химиотерапии, проведением сложных диагностических и лечебных процедур) возможно только после успешного прохождения аккредитации и получения соответствующего сертификата специалиста.
Профессия детского онколога требует не только глубоких медицинских знаний и практических навыков, но и высоких морально-этических качеств, способности к эмпатии, стрессоустойчивости, готовности к постоянному обучению и совершенствованию. Это одна из самых сложных, но одновременно и самых благородных медицинских специальностей, дающая возможность реально изменять жизни детей и их семей к лучшему. Развитие детской онкологической службы в Калуге создает благоприятные условия для профессиональной реализации специалистов в этой области.